Конституционная жалоба

Согласно абзацу второму части пятой статьи 1161 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.

 Статьей 152 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З «О конституционном судопроизводстве» (в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 284-З) (далее – Закон о конституционном судопроизводстве) предусмотрено, что конституционную жалобу в Конституционный Суд вправе подать гражданин, чьи конституционные права и свободы, по его мнению, нарушены законом, примененным в конкретном деле.

 Конституционная жалоба подается в Конституционный Суд в письменной или электронной форме.

Подача конституционной жалобы в письменной форме осуществляется лично, нарочным (курьером) либо посредством почтовой связи по адресу: 220016, г. Минск, ул. Красноармейская, 4.

Подача конституционной жалобы в электронной форме осуществляется посредством заполнения специальной формы в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционная жалоба, подаваемая в электронной форме, должна содержать адрес электронной почты гражданина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Закона о конституционном судопроизводстве конституционная жалоба допустима, если:

имеются признаки нарушения конституционных прав и свобод гражданина в результате применения закона в конкретном деле с его участием;

конституционная жалоба подана в срок не позднее одного года со дня принятия судебного постановления (решения), которым исчерпываются все другие средства судебной защиты по соответствующей категории дел;

исчерпаны все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод гражданина при разрешении конкретного дела.

Под исчерпанием всех других средств судебной защиты понимаются:

  1. по гражданским делам последовательное обжалование (в апелляционном, кассационном и надзорном порядке) судебных постановлений, в том числе соблюдение одного из следующих условий:

наличие в совокупности следующих обстоятельств: отказ судьи Верховного Суда в передаче дела на рассмотрение Президиума Верховного Суда, оставление без удовлетворения Председателем Верховного Суда или его заместителем надзорной жалобы на определение судьи Верховного Суда о таком отказе, отказ Генерального прокурора или его заместителя в принесении протеста в порядке надзора;

оставление надзорной жалобы (протеста в порядке надзора) Президиумом Верховного Суда без удовлетворения.

Применительно к данному пункту до вступления в силу Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь под исчерпанием всех других средств судебной защиты по гражданским и экономическим делам понимается последовательное обжалование (в апелляционном, кассационном и надзорном порядке) судебных постановлений, в том числе отказ в принесении протеста в порядке надзора должностным лицом Верховного Суда Республики Беларусь и должностным лицом Генеральной прокуратуры либо оставление протеста в порядке надзора без удовлетворения Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.

  1. по уголовным делам последовательное обжалование (в апелляционном, кассационном и надзорном порядке) судебных постановлений, в том числе соблюдение одного из следующих условий:

наличие в совокупности следующих обстоятельств: отказ судьи Верховного Суда в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда, оставление без удовлетворения Председателем Верховного Суда или его заместителем надзорной жалобы на постановление судьи Верховного Суда о таком отказе, отказ Генерального прокурора или его заместителя в принесении надзорного протеста;

оставление надзорной жалобы (надзорного протеста) Президиумом Верховного Суда без удовлетворения;

  1. по делам об административных правонарушениях оставление Верховным Судом без удовлетворения жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.

Пределы проверки конституционности закона, примененного в конкретном деле, по конституционной жалобе устанавливаются статьей 55 Закона о конституционном судопроизводстве с учетом особенностей дела. В ходе рассмотрения дела о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, по конституционной жалобе Конституционный Суд не входит в обсуждение фактических обстоятельств конкретного дела и не дает оценку судебному постановлению по существу дела (статья 161 Закона о конституционном судопроизводстве).

Согласно статье 162 Закона о конституционном судопроизводстве по результатам рассмотрения и разрешения дела Конституционный Суд выносит решение:

о соответствии Конституции (конституционности) закона или его отдельных положений;

о несоответствии Конституции (неконституционности) закона или его отдельных положений.